Главная Фотогалерея Как заказать Статьи Магазин Информация Архив Контакты
   

Звукосниматели SPARK. Сделано в России.

    Немного предыстории... Для борьбы с фоном существует несколько вариантов конструкций звукоснимателей в формате сингла, одна из, пожалуй, самых распространенных - вертикальный хамбакер-хамкенселлер. Катушки (соединенные в противофазу) располагаются одна над другой, а сердечники (являющиеся цилиндрическими магнитами, намагниченными аксиально - по высоте) проходят сквозь обе катушки. Так же, как вариант, применяются стальные магнитопроводы, а магнит располагается между катушками:

                     

Для того, чтобы при помощи такой системы успешно бороться с фоном, необходимо очень точно подобрать выходные параметры обеих катушек. Фирмы-изготовители особо над этим не заморачиваются, и, как следствие, многие такие звукосниматели при игре на перегрузе на большом гейне, как правило, немного "подфанивают"... Этому также способствуют незаземленные сердечники-магнитопроводы.

    Другой способ борьбы с фоном реализован в классических звукоснимателях для Precision Bass. Эта конструкция называется сплит-хамбакер. В этом случает имеется две катушки, соединенные для подавления фона противофазно и оснащенные разнополюсными магнитами. Сигнал со струны снимается, в отличии от обычного хамбакера, с одной точки, поэтому получается характерный для сингла тембр звука:

                    

     В некоторых моделях датчиков Jazz Bass также можно встретить примерную конструкцию. В этом случае звукосниматель представляет собой как бы "распиленный" пополам сингл. Имеются также две катушки, соединенные противофазно, и два разнополюсных магнита, т.е. конструктивно это тот же сплит-хамбакер только в корпусе басового сингла:

                    

     Ранее мной были предприняты многочисленные (удачные и не очень) попытки изготовить бесшумный звукосниматель в формате сингла. Взяв за основу ту самую концепцию сплит-хамбакера, я в качестве эксперимента буквально распилил стандартный сингл пополам, намотал получившиеся две одинаковые катушки, соединил их противофазно и оснастил разнополюсными магнитами:   

                 

  Звук получился вполне "сингловый", фон отсутствовал, но был один серьезный недостаток: при взятии бэнда третья струна попадала в "мертвую зону" на границе магнитных полей между торцами двух катушек, и от этого наблюдался ощутимый провал в уровне громкости звучания. На бриджевом датчике это не наблюдается из-за небольшой амплитуды колебания струны в месте его расположения, но на звукоснимателях, размещенных в нэковой и средней позициях, этот эффект был особо заметен. У бас гитары на звукоснимателях аналогичной конструкции этот недостаток заметно не проявлялся из-за большого расстояния между струнами и особенностями звукоизвлечения.

    Фирма Fender на звукоснимателе модели N3 предприняла попытку решить проблему "нулевой" границы магнитных полей при помощи дополнительных брусков-магнитопроводов, но из-за того, что сердечники были не заземлены, при игре на перегрузе на большом гейне так же наблюдался небольшой фон:

            

    Инженеры, разрабатывающие звукосниматели на фирме G&L, по-своему оригинально справились с подобной проблемой. Катушки разнесены на расстояние, позволяющее магнитным полям особо не влиять друг на друга. Их конструкция выполнена по типу сплитов Precision Bass, но в "электрогитарном" варианте. Это - модель "Z-Coil":

                 

    Несмотря на все имеющиеся плюсы, у них присутствует один (но очень существенный) недостаток - это невозможность их установки в гитары других производителей, имеющих панель-пикгард или корпус гитары с фрезеровкой под синглы традиционной конфигурации и стандартных размеров.

    Фирма Lindy Fralyn в свое время разработала оригинальную конструкцию сплит-хамбакера в корпусе стандартного сингла - модель "Split-Blade":

                          

    Им также удалось победить вышеозначенный недостаток: чтобы не было разрыва в магнитном поле между катушками, были применены магнитопроводы-"рельсы" с удлиненными и отогнутыми концами. Они прекрасно справляются с фоном и для определенных стилей музыки дают необходимый тембр, но, если требуется "классическое стратовское стекло", т.е. традиционный звук обычного сингла, "тванг", они не совсем годятся: тембр получается немного плотнее, чем требуется в этом случае. Для получения необходимого звука нужны не сплошные рельсы, а раздельные сердечники-магнитопроводы.

    Будучи в прошлом профессионалом-электронщиком (еще тогда, во времена СССР) и, опираясь на свой опыт в области гитаростроения, который исчисляется с 1991 года, в сотрудничестве с инженером-магнитотехником мной было разработано и подготовлено к выпуску несколько моделей звукоснимателей для электро и басгитар. В процессе разработки я приложил все усилия, чтобы избавиться от многих недостатков, которые присущи большинству серийных звукоснимателей и добиться по максимуму оптимальных характеристик в плане качества съема и передачи звука, надежности эксплуатации, стабильности параметров, а также оригинального внешнего вида.

           

    В устройстве моего звукоснимателя я решил совместить две противоречивые конструкции: рельсовые магнитопроводы (они не допускают изменения уровня громкости сигнала при бэндах, но дают более плотный, чем на классических синглах, звук) и раздельные сердечники (выдают "стекло" и "тванг" на "клине", но при попадании струны на подтяжках между сердечниками звукоснимателя из-за небольшого провала в силе магнитного поля, мы можем наблюдать небольшое падение громкости - так называемый эффект флуктуации).
    За основу была взята концепция магнитопроводов звукоснимателя фирмы Carvin:

                    

    В отличии от продукции большинства известных фирм-изготовителей, его катушка имеет не шесть, а одиннадцать раздельных стержней-магнитопроводов. Это сделано для того, чтобы не только устранить небольшое падение громкости при игре бэндами, но и сохранить хорошо читаемый тембр в отличии от продукции фирм, которые для решения этих задач применяют сплошные рельсовые магнитопроводы.

    Для подавления фона было решено остановиться на идее сплит-хамбакера. Т.е. сигнал будет сниматься со струны в одной точке, а катушки изготовить с одинаковыми параметрами. И еще - для более "прозрачного" тембра было принято решение оснастить сердечники-магнитоводы дискретными постоянными магнитами.
                 
    Чтобы получить на выходе "сингловый" характер звука, необходимо применить в конструкции магниты из сплава AlNiCo. Известно, что именно он способен придать нужную тембровую окраску. В моих звукоснимателях применена магнитосистема на основе дискретных магнитов, с техническими характеристиками, которые соответствуют основным параметрам магнитов AlNiCo2 или AlNiCo5.

             

             
    Благодаря оригинальной конструкции удалось получить сбалансированный по уровню громкости выходной сигнал с необходимой заданной тембровой окраской. Используя емкостной эффект обмотки, каркасы катушек некового и среднего звукоснимателей изготовлены высокими и узкими, а бриджевого - низкими и широкими. В результате получившегося естественного частотного фильтра удалось получить необходимую тембровую окраску: в первом случае - "верхастый" и немного "серединистый" (они предназначены, в основном, для игры на "клине"), а во втором, говоря также бытовым языком, - "теплый и округлый" характер звука (чтобы можно было "пожужжать" на перегрузе).

    Для предотвращения появления микрофонного эффекта намотка провода для большей плотности витков производится исключительно вручную и в дальнейшем обмотки катушек основательно провариваются в парафине.
Для снижения наводок до минимального уровня применены катушки с заземленными сердечниками-магнитопроводами и экранированными каркасами.

    Большое внимание уделяется различным мелочам:

1. Выводы катушек, в отличии от многих серийных звукоснимателей различных профильных фирм, выполнены утолщенным проводом, что значительно снижает риск повреждения при монтаже и перемонтаже.

2. Все комплектующие и материалы приобретаются централизованно у проверенных поставщиков, что также способствует стабильным выходным параметрам.

3.  Большинство известных производителей практикуют в качестве материала для упаковки прозрачный пластик, а его очень "любит" Почта России... В результате заказчик получает в лучшем случае треснутую, а в худшем - разбитую в дребезги коробку и, как правило, поврежденный датчик. Поэтому надежности упаковки звукоснимателей уделено также особое внимание.

4. Выводы звукоснимателей выполнены экранированным проводом из бескислородной меди с ленточным сплошным экраном.

5. Для контроля качества каждый звукосниматель перед тем, как покинуть производство, проходит тщательную проверку на работоспособность и соответствие заданным параметрам на специальном испытательном стенде.

                         

    В общем, звукосниматели Spark предназначены для музыкантов, которым необходим классический звук сингла, но абсолютно не приемлем его традиционный фон при игре на перегрузе.

                                             Каталог моделей звукоснимателей SPARK
 

    Главная Фотогалерея Как заказать Статьи Магазин Информация Архив Контакты